ДАОССКИЕ ПАМЯТНИКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: МАТЕРИКОВЫЙ КИТАЙ

Виктория Хилинич
— мастер фэн-шуй и официальный представитель в Украине: IFSA (Международная ассоциация Фэн-шуй), DAOMAC (Институт даосского менеджмента и консультирования).

Существовало две главных линии даосизма, одна из которых по большей части литургическая и ритуальная — Тяньши и вторая ассоциирующаяся с медитациями и алхимией – Маошань. Обе сохраняются по сей день.

Линия Небесных Мастеров «Тяньши» возникла к 142 году нашей эры благодаря Чжану Даолиню. По происхождению он был из аристократической семьи и, однажды, вернувшись из своего отшельничества в горах, объявил, что великий Лао Цзы сошел к нему и познакомил с 10 000 духами, после чего, на основе этих откровений, Чжан Даолинь создал свое учение. В дальнейшем, оно стало причиной двух мессианских движений, восстаний и революций конца 2 века нашей эры. Первое восстание произошло на территории современной провинции Чэнду и второе – между Пекином и Шанхаем. Обе были подавлены, но аристократические семьи, носители этого учения, сконцентрировались в районе Лояна, сейчас на этом месте масштабный туристический центр, здесь вы найдете одни из самых высочайших в мире изваяния Будды и Бодхисаттв вытесанных в скалах. Тут развивалась и деятельность линии Тяньши. Исторически, именно в Ло­яне впервые были переведены буддистские тексты на китайский язык. Произошло это примерно в то же время, когда бывшие повстанцы приняли решение помогать го­сударственному строю, в стремлении «заменить беспо­ря­­док в умах на послушание». В своем понимании мира Чжан Даолинь переносит иерархию имперскую в мир духов. Основные тексты Небесных Мастеров содержат всяческие откровения и знаки; трактат Высшего Покоя – послания предков; религиозное произведение о мессианском спа­сении мира, завершающееся фразой «мир скоро закончится, а те, кто следует за мной, спасутся». Эта фольклорная и религиозная ветка даосизма со­держит огромное количество правил, ограничений и полна суеверий.

 

Совершенно иной подход представляет традиция Маошань, которая и по сей день не выдвигает никаких дог­матических требований для исследователей природы дао. Основным принципом является девиз: «Относись с уважением к мастеру». Само название Маошань означает холмы в районе Нанкина, которые с давних времен были местом для духовных ретритов и сбора лечебных растений. Эти горы были названы в честь трех братьев Мао, которые, считается, достигли просветления здесь еще до появления христианства – около 98 года до нашей эры. С тех времен Маошань стал местностью для применения методов по улучшению тела, медитаций, создания алхимических ре­цептов и шаманских переживаний. Сейчас там на­ходятся грандиозных масштабов статуи и храмовые комплексы, воз­веденные после 50-х годов 20-го столетия, как сим­волическое воспоминание о великих прошлого.

Линия Маошань сложилась из аристократических семей южного Китая в период с третьего по пятый век нашей эры. Одному из ее основоположников, Ге Хонгу, врачу и ис­сле­­дователю внутренней алхимии (ок. 283–343 гг. н. э.), принадлежит первое историческое упоминание о кос­мологической расчетной системе цимэнь дуньцзя, как методе для выбора удачного времени, чтобы подняться в горы и собирать лечебные травы. Сю Ми и Сюй Ню составили сборник текстов описывающих переживания в процессе концентрации, визуализаций и медитаций. Тао Хунцзин важнейшая фигура в китайской медицине, фармакологии и алхимии. К линии Маошань принадлежит наследие прак­ти­чески ориентированной литературы, это свободный свод текстов, например, «Ключ к скрытому миру» Ян Си – о приключениях среди духов, «Трактат о высшей чистоте» Шан Цин – о строении тела, «Трактат о Духовном сокрови­ще» Линбао Чжи – о внутренней алхимии.

Во времена расцвета даосизма в Китае возникла первая типография, она была единственной на всю страну, таким образом обе традиции в 4-м веке встретились на юге — в Лояне, столице тех времен. Печатный станок в Лояне соорудили приверженцы буддизма, они активно стали рас­пространять учение согласно которому «множенье слов Буд­ды улучшают карму». Слишком активное расширение ино­странного буддизма, представлялось скрытой угрозой для китайских культурных традиций. Даосизм был создан в ответ, так были обобщены разрозненные прежде сочинения в канон – Даочжан. Этот даосский канон по значимости сравним с буддистской Трипитакой. Он вобрал в себя все литературное наследие обеих линий, а также сочинение Лао-цзы «Дао дэ цзин». Основа Даочжана — совершенно разные системы даосских традиций, не имеющих одного источника, как, например, Будда. Другой особенностью дао­сизма было его распространение только среди избранных – в аристократических кругах, а не для общей массы народа. И только в 10 веке приверженцы линии Тяньши создали даосизм храмовый, для всех, в последствии этот его вид приобрел народный фольклорный колорит, больше завязанный на формальных ритуалах, чем не на поисках совершенствования. В современном мире популярность дао­сизма только растет. Людей привлекает свободный дух тех основ, которые связаны естественной простотой применения и самой природой жизни. Посетив места, где зарождался даосизм, сейчас можно собрать массу масштабных и по-туристически красочных впечатлений. Самым удивительным и важным нам представляется то, что даосская традиция внутреннего совершенствования, бесспорно, по-прежнему сохраняется и передается от мастера к мастеру, но у же в отдалении от ее древнейших центров.